Игра с трудночитаемым названием F.3.A.R.
с самого начала набирает бешеные обороты, в перерывах между стрельбой
показывает семейный фотоальбом Альмы, Поинтмена (главного героя первой
игры) и Пакстона Феттеля (главного злодея, если запамятовали). Вот тут
мы уничтожаем полгорода, тут братья вспоминают детство, а на этой
фотографии мои детки убивают еще один отряд солдат Армахем.
Когда главный герой замедляет время, кажется, что вот, наконец-то
действие происходит в более-менее нормальном темпе. Практически все
восемь игровых часов проходят с сумасшедшей скоростью, после этого даже
стремительный сингл Modern Warfare 2 покажется неторопливым и задумчивым.
Умные противники, пожалуй, главное, что выделяло первую игру серии из
десятков других шутеров от первого лица. Даже пара солдат могла вынести
неподготовленного игрока в считаные секунды. Они вели огонь на
подавление, забрасывали предполагаемое местоположение игрока гранатами и
старались зайти с фланга.

Самое главное – они не были пушечным мясом, действовали в зависимости
от ситуации и не только создавали видимость какой-то тактики, а бросали
настоящий вызов даже опытным игрокам. Тряхните стариной и запустите
F.E.A.R. на максимальном уровне сложности, чтобы оценить уровень
проработки интеллекта противников.
Конечно, был и необычный для шутера сеттинг – на волне популярности
Звонка разработчики взяли за основу японские фильмы ужасов, добавили
художественные приемы Матрицы для зрелищности, и на выходе мы получили
очень необычный и интересный продукт, который и по сей день является
одним из эталонов жанра.
Дальше о судьбе серии можно умолчать, ни одна игра не выдерживала
конкуренции с оригиналом, аддоны утонули в самокопировании, вторая
номерная часть была очень спорной, скорее походила на какой-то шаблонный
современный шутер, чем на оригинальный F.E.A.R.

После новости о начале разработки третьей игры, после первых
трейлеров и демонстраций игрового процесса были сомнения, выстрелит или
нет? Когда объявили фамилии людей, которые приглашены для работы над
игрой, сомнения о качестве продукта только подтвердились. Зачем
привлекать Карпентера? Громкое имя на коробке, как часто делают
бестолковые разработчики ради поднятия шума и хоть каких-нибудь продаж.
Но сомневаться не стоит, перед нами идеальный сиквел, которого ждали
фанаты целых шесть лет. Все, что было между первой и третьей игрой можно
выбросить в и забыть, и уже не важно, что F.3.A.R. сделала другая
студия, которая ранее лишь портировала оригинальный проект на консоли. И
не важно, что в игре есть кооперативный режим и что она подхватила
модные веяния индустрии. Внутри есть все, за что мы до сих пор любим
F.E.A.R, и даже чуть больше.
Удивительно, что F.3.A.R., впитав в себя многие идеи из современных
проектов, остался самим собой. Многие серии меняются в угоду
непритязательной казуальной аудитории, которой трудно то и сложно это, и
изменения эти очень не нравятся фанатам серии. И поначалу, кажется, что
это случилось и с F.3.A.R.

С первых секунд нас загоняют в узкие тюремные коридоры, учат вести
огонь из (внимание) укрытия, а само действо больше похоже на мясорубку
из какого-нибудь Modern Warfare 2. Но это первые десять минут, потом
будут и пространства для маневра, вам, и противникам будет где
развернуться, вот тут и начинается самое интересное. В уже привычный
игровой процесс ввели, будем честны, украли, наработки из популярных
проектов.
Укрытия из Killzone, но работают они немного иначе и не являются
панацеей, как для вас, так и для солдат Армахем. Понимая, что
перестрелки из-за угла нам надоели, разработчик очень красиво обошел
этот недостаток. Долго сидеть на одном месте не получится – противник
подавляет огнем и наступает, окружая и расстреливая буквально в упор.
Приходится бежать из-за очередного ящика куда подальше. Вот тут в ход
идет замедление времени, рефлексы главного героя улучшаются, а солдаты
движутся словно в киселе.
Пробиваясь через отряд врагов, приходится использовать и рукопашные
приемы, которые нам знакомы еще по первой игре. И это выглядит прекрасно
– с пол десятка солдат мчатся в нашу сторону, одному ставим хэдшот, во
второго пол обоймы не целясь, третий получает пяткой в нос, двоих
сбиваем подкатом, все в замедленном режиме, конечно же.

Пока не встали на ноги, хватаем нож и завершаем мясной пир. Альма
была бы довольна своим сыном. Да, расчлененка и реки крови на месте –
взрывающиеся от выстрела дробовика головы, конечности, разлетающиеся от
разорвавшейся гранаты и так далее.
Не зря я вспоминал Modern Warfare 2, ведь скорость игры возросла в
разы, и теперь больше напоминает даже не сингл мега хита от Infinity
Ward, а его мультиплеер. На уровне ощущений все происходит ровно так же,
с такой же молниеносной скоростью, где минимальная ошибка стоит игроку
жизни. Это не портит, скорее, идет на пользу, перестрелки тут
стремительны как никогда.
Игра изредка сбавляет темп, будто дает отдохнуть и снять палец с
курка, но не тут то было. Мы все прекрасно знаем, что происходит в играх
F.E.A.R. – появляется Альма, призраки и всяческие попытки напугать
игрока. Тут игра тоже не растеряла, а скорее приобрела. Или это
разработчики освоили новые приемы, или Джон Карпентер не зря считается
одним из лучших в ремесле ужастиков, но в игре есть может и не очень
страшные, но довольно напряженные моменты.

Разработчикам удачно удалось вплести в кооператив извечную проблему –
когда один из сыновей спрашивает у родителей, кого они любят больше?
Так и Поинтмен с Пакстоном прорываясь сквозь толпы противников пытаются
доказать своей матери, что один лучше другого. К слову, Пакстон, будучи
всего лишь духом, может вселяться в тела противников на манер героини
The 3rd Birthday. От результатов соревнования братьев зависит как
промежуточная оценка, так и концовка игры.
Остальной мультиплеер тоже не сбавляет темпов одиночной игры – то на
нас бросают толпы «зомби», а мы с напарниками отстреливаясь бежим от
поглощающей всех и вся энергетической сферы, то обыгрывают умения
Пакстона призраком вселятся в тела противников. Мультиплеер необычный,
быстрый и интересный, но сейчас вы вряд ли найдете много игроков в
сетевых режимах. Оставаясь самим собой внутри, F.3.A.R. удачно
копирует многие современные проекты. Отдельные сцены, геймплейные
находки, визуальный стиль, или еще какие-то вроде бы незаметные приемы,
которые вы можете сразу же узнать, а можете вовсе и не заметить.
Очень странно смотреть на игру, которая за шесть лет почти не
изменилась, лишь обросла мелкими нововведениями. Игра, которая вполне
заслуженно может претендовать на звание «FPS года» всего лишь копирует
хоть и хороший, но уже довольно старый проект.

Если хотите, это и есть правильное преподнесение уже классической игры для современного игрока, а не псевдо олдскульные Дюк и Алиса.
Вот тут нужно задуматься, в ту ли сторону движется игровая индустрия,
если в 2011 году не вышло ничего сравнимого с F.3.A.R.? Да, Bulletstorm
красочней, Killzone 3 лучше отполирован, а Crysis 2 более технологичен.
Но играть интересно именно в F.3.A.R., именно играть, а не перечислять
плюсы проекта из пресс релиза, достижения графического движка или еще
какие-то громкие заявления разработчиков. Наверное, это и есть лучшая
характеристика этого проекта.
|